Поиск по сайту

Воспитание на великих примерах


Авторcтво: Голутвина Людмила Степановна, учитель ОРКСЭ ГБОУ №120 Санкт-Петербург, к.б.н.


Главные проблемы нашего общества – нравственные и духовные. И это понимают все.

Как следствие такого понимания в школах России и появился курс «Основы религиозных культур и светской этики», направленный на восполнение духовной пустоты в обществе. Но мы будем успешны в преподавании курса только в том случае, если то, что мы говорим, будет опираться на красоту нашей внутренней духовной жизни. В противном случае, полученные учениками знания останутся на уровне декларации -  внутреннего, глубинного преображения в детях не произойдет.

 Учитель, по выражению основателя современной педагогики Коменского, должен нести в себе «двоякий ярчайший свет – свет разума и свет веры».  Он высоко оценивал статус учителя: «Они (учителя) поставлены на высоко почетном месте, им вручена превосходная должность, выше которой не может быть ничего под солнцем, именно, чтобы маленькое подобие Бога доводить до сходства с Богом».

Основой для сохранения нашего народа всегда были, есть и будут вера, историческая правда, патриотизм, любовь к Родине.  Однако Василий Александрович Сухомлинский с горечью констатировал: «...человек в юные годы теряет веру. Становится неверующим ни во что – это же страшно. Не верит в добро. Не верит в святыни, не верит в человека, не верит сам в себя». Эти слова не потеряли своей актуальности и в наши дни. Это - то, что мы имеем сейчас... Мы, учителя, призваны переломить ситуацию.

Такую возможность дает нам преподавание модуля «Основы православной культуры», программа которого, в частности, предусматривает уроки служения Отечеству. Эти уроки обладают огромным духовным потенциалом.

Патриарх всея Руси Алексий II говорил, что мы можем чувствовать свою причастность к истории только в том случае, если почитаем наших героев, которые укрепляли Землю Русскую.

Такими героями, жизнь которых протекала в сражениях, являются генералиссимус Александр Васильевич Суворов, священномученик Серафим Чичагов, адмирал Российского флота Феодор Федорович Ушаков, причисленный Русской Православной Церковью к лику святых. Они – те, о которых Иисус Христос сказал: «Вы – свет мира» Возникает вопрос, в чем секрет ратных достижений «военных гениев» А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, не потерпевших ни одного поражения?   В чем тайна благоговения солдат и моряков перед ними? Почему они называли Суворова «отцом родным», а Ушакова «батюшкой Феодором»?     Ответ на эти вопросы прост. Великие полководцы 18 века были православными христианами. Они хранили Бога в себе и стали примером гармоничного сочетания христианской любви и исполнения служебного долга. Герои духа, в своей жизни они руководствовались не личными интересами, но христианскими ценностями, и всей своей жизнью исповедовали: «Бог Мой — сила моя». Аввакум. 3:19.

 Александр Васильевич Суворов наставлял солдат: «Молись Богу, от Него победа». Ушаков, обращаясь к Богу, говорил: «Да будет воля Твоя святая». Вместе с Давидом – автором Псалтири, учителем человечества – они могли воскликнуть: «Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек».Пс.72: 26. В таком уповании на Господа и следует искать источник их гениальности как военачальников. Их отвага, мудрость, искренняя, отеческая забота о подчиненных имела глубокие корни в православной вере

Осознавая всю трудность предстоящего сражения, они всегда искали поддержки у Господа. И получали ее …Слова, адресованные Богом библейскому воину Иисусу Навину, через века прозвучали для них: «Никто не устоит перед тобою во все дни жизни твоей; я не отступлю и не оставлю тебя…Вот я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь». Кн. Иисуса Навина 1:5,9

Святитель Серафим Чичагов внес огромный вклад в развитие военного дела, медицины, иконописи, музыки, церковного служения. Получил блестящее образование. Вспоминая о годах обучения в Пажеском корпусе, он скажет: «Мы были воспитаны в вере и Православии, …хорошо понимали, что Православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной Родины». Он наставлял: «Будь только со Христом, единой Правдой, Истиной и Любовью, а с Ним все прекрасно, все понятно, все чисто и утешительно. Учись внутренней молитве…».

Занятия проходят в форме интерактивной беседы. Ученики делятся на две традиционные команды – «Ноев ковчег» и «Райский уголок».

В процессе бесед с детьми о жизненном пути Суворова, Чичагова, Ушакова учащимся раскрывается содержание таких понятий, как любовь – Агапе, мудрость - умение выделить в жизни главное и следовать ему; скромность, трудолюбие, мужество, прощение, сострадание.

 Беседа сопровождается презентацией репродукций картин Василия Сурикова, Ивана Айвазовского, Михаила Иванова, Константина Рудакова. Она делает изучаемые сюжеты зримыми... Звучат стихи классиков об Отчизне, о молитве в исполнении детей.

.Обе команды принимают участие в подготовке урока, заранее находят стихи на изучаемую тему. Каждый ученик во время урока имеет свой экземпляр Библии, с которым работает. Дети учатся читать Священное Писание, ориентироваться в Нем.

В конце занятия ученики в своих альбомах делают рисунки «штурм Измаила», «молитва святого за землю русскую», «черноморский флот». Когда дети рисуют, звучат песнопения детско – юношеского хора преподобного Иоанна Дамаскина, классическая музыка. В завершение занятий учитель предлагает ученикам задуматься, чем они смогут послужить Отчизне, послужить добру, истине и милосердию. Ведь процветание нашего Отечества зависит от того, какими вырастут наши дети.

Приложение: Слайды


Поделиться: