Поиск по сайту

Государственный подход в решении проблемы дорожно-транспортного травматизма


Авторcтво: Вашкевич Алла Васильевна, доцент кафедры организации работы полиции Санкт-Петербургского университета МВД России, к.п.н.


«10 июня 2013 года на совещании с руководством министерств обороны, юстиции, внутренних дел, иностранных дел, МЧС России и Совета Безопасности Президент России В.В.Путин назвал обеспечение общественной безопасности ключевой задачей правоохранительных органов и особо подчеркнул необходимость повышения безопасности дорожного движения: «Большие ожидания граждане связывают с улучшением работы ГИБДД. И особое внимание прошу уделить порядку на дорогах, снижению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий».[1]

Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Задача властей – обеспечить эффективность и безопасность дорог для качественной жизни российских граждан. Огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам наносит аварийность на автомобильном транспорте. В дорожно-транспортных происшествиях гибнут люди наиболее трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.

В Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибают почти 30 тысяч человек, более 250 тысяч человек получают ранения. За последние 7 лет на Российских дорогах погибло 7 900 детей в возрасте до 16 лет, травмировано более 160 тысяч детей. Пешеходы, как самые уязвимые участники дорожного движения, составляют почти треть погибших в ДТП.

В последнее десятилетие Российской Федерацией предпринимаются активные действия по повышению уровня организации и безопасности дорожного движения. В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации одной из актуальных задач развития страны, определил решение проблемы обеспечения безопасности на дорогах России.

Вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, как приоритетным в социально-экономическом развитии, посвящен целый ряд стратегических и программных документов.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года основной целью государственной политики в сфере развития транспорта, определяет создание условий для повышения качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Также, в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р, определены цели повышения уровня безопасности транспортной системы, сокращения темпов роста количества дорожно-транспортных происшествий. В данной стратегии обозначены и снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, числа пострадавших и погибших в них.

Начиная с 2006 года, для повышения безопасности дорожного движения, реализуются соответствующие федеральные целевые программы.

За 5 лет реализации комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в России федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100, число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, удалось сократить на 23 процента. Важным результатом реализации этой программы и принятых на ее основе региональных и муниципальных программ стало начавшееся изменение отношения всех органов власти к безопасности дорожного движения как к одному из национальных приоритетов государственной политики Российской Федерации.

Постановлением Правительства от 3 октября 2013 года № 864 утверждена четвертая федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»

Программа рассчитана на 2013 - 2020 годы и будет осуществляться в 2 этапа:

1-й этап - 2013 - 2015 годы;

2-й этап - 2016 - 2020 годы.

Целью программы является сокращение к 2020 году смертности от ДТП на 8 тыс. человек (28,82%) по сравнению с 2012 годом.

К основным ее задачам отнесены:

• создание системы пропаганды с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;

• формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах;

• повышение культуры вождения;

• развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в ДТП;

• повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку.

На финансирование мероприятий программы потребуется более 32 млрд. рублей: из федерального бюджета - 17,19 млрд. рублей, из бюджетов субъектов РФ – 14,16 млрд. рублей, из внебюджетных источников – 1,06 млрд. рублей.

Ответственными за формирование и реализацию мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств являются МВД, МЧС, Минздрав, Минтранс, Минобрнауки, Минпромторг России и Росавтодор. Для достижения поставленной цели и создания эффективной транспортной системы необходима реализация комплекса мер, которые и прописаны в новой федеральной целевой программе.

Численность автопарка и интенсивность движения на дорогах России находятся в состоянии постоянного роста. В связи с этим проблема дорожно-транспортного травматизма в настоящее время носит особо острый характер. Госавтоинспекция осуществляет постоянный тщательный анализ существующей ситуации, который наглядно показывает, что население России не подготовлено должным образом к безопасному участию в дорожном движении. Наиболее уязвимыми участниками дорожного движения остаются дети, так как в большинстве случаев их безопасность зависит от действий или бездействия взрослых. Детская смертность от ДТП занимает второе место среди причин смертности детей в возрасте до 15 лет (по данным Росстата за 2008 г.

Динамика общего числа погибших в ДТП детей (ось слева) и динамика доли детской смертности от ДТП в общей структуре смертности от ДТП в 2004-2012гг. человек, %)

Вашкевич.JPG

Источник: ГУ ОБДД МВД России

На территории России за 11 месяцев 2013 года зарегистрировано более 185784 (-1) дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 24380 (-6.9) человек и 236318 (-1.2) человека получили ранения различной степени тяжести. При общем снижении числа погибших по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 6,9% и числа раненых на 1,2% увеличилось количество аварий с участием детей до 16 лет на 0.1% что составило 19518 случаев; в них погибли 810 (-9.5) детей и получили ранения более 20878 (0.6) детей. Ввиду этого можно прогнозировать, что тенденция дальнейшего снижения детской смертности продолжится.

Динамика повозрастных коэффициентов смертности показывает, что, начиная с 2004 года, в возрастных группах 0-4, 5-9 и 15-17 лет наметилось снижение смертности. В возрастной группе 10-14 лет снижение численности погибших началось с 2006 г. В 2010 г. во всех возрастных группах падение снова сменилось ростом.

Динамика повозрастных коэффициентов смертности от ДТП в детских возрастах, 2004-2011гг. (на млн. населения в соответствующей возрастной группе)

Вашкевич2.JPG

Источник: ГУ ОБДД МВД России

В 2012 г. группой особого риска являлись лица в возрасте 15-17 лет, на которых пришлось 41% от общего числа детских смертей. Второй по значимости стала группа 0-4 года, на которую пришлось 21% от общего числа погибших детей.

Распределение погибших в результате ДТП детей по месяцам. 2004, 2012 гг. (человек)

Вашкевич3.JPG

12

Источник: ГУ ОБДД МВД России

По данным ГУ ОБДД МВД России с 2004 по 2012 гг. произошло снижение детской смертности в абсолютных значениях. В 2012 г. более 50% всех ДТП с участием детей пришлось на период с начала мая по конец августа.

Сезонность смертности детей по всем категориям участников дорожного движения (пешеходы, пассажиры, водители) совпадает. Основное снижение за рассматриваемый период происходило за счет снижения смертности в летние месяцы. В зимние месяцы количество погибших продолжает оставаться достаточно стабильным.

Дети как участники дорожного движения делятся на три категории – дети-пешеходы, дети-пассажиры, дети-водители (двухколесные моторные и немоторные средства).

За период с 2004 по 2012 гг. произошли существенные перестановки в структуре погибших участников дорожного движения. На первое место в 2006 г. вышли дети-пассажиры, доля которых на сегодняшний день составляет 55%, тогда как на детей-пешеходов приходится около 34%. С 2006 по 2010 гг. происходило постоянное снижение числа погибших среди всех категорий детей, однако с 2010 г. снижение приостанавливается.

В связи с этим важнейшим элементом обеспечения безопасности детей на дорогах остается изучение основ безопасности дорожного движения в образовательных организациях.

По мнению многих ученых, экспертов занимающихся проблемой дорожно-транспортного травматизма необходимо формировать культуру поведения на дороге. Она должна формироваться с самого раннего возраста и поддерживаться на протяжении всего периода взросления человека. Хотя многие дети получают базовые знания по безопасности дорожного движения от своих родителей, значение получаемого образования в рамках государственных образовательных организаций в этом вопросе трудно переоценить.

Обучение основам безопасности дорожного движения должно начинаться уже в дошкольных образовательных организациях, и плавно интегрироваться в образовательные программы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Водителей профессионалов должны готовить автошколы, где полученные теоретические знания углубляются и дополняются практическими навыками по вождению автомобиля.

В настоящее время на уровне дошкольных образовательных учреждений проблема изучения Правил дорожного движения заключается в основном в недостаточном уровне подготовки воспитателей.

А вот, в школьной программе просто не хватает времени для уроков по безопасности дорожного движения. В структуре дополнительного образования детей есть всего десять часов, которые могут использоваться школами по своему усмотрению и распределяться на дополнительные программы образования детей.

Поэтому включение учебных часов, посвященных изучению темы безопасности дорожного движения, зависит от директоров средних учебных заведений, которые вынуждены отдавать часы на другие предметы или не всегда осознают важность данного предмета для детей, в результате чего тема безопасности дорожного движения в большинстве случаев изучается по «остаточному принципу».

Конечно, существует проблема и с уровнем подготовки преподавателей в школах. В большинстве случаев они не имеют какого-либо специального образования в сфере безопасности дорожного движения, поэтому преподаватели опираются в основном лишь на собственные представления о дорожной безопасности.

Ещё одной проблемой, имеющей существенное влияние на процесс формирования дорожной культуры участников дорожного движения, является отсутствие в применяемых в учебном процессе программах аспектов, связанных с пассивной безопасностью.

В настоящее время назрела необходимость выстроить линейную систему обучения основам безопасности дорожного движения, все остальные меры инфраструктурного, законодательного, правоприменительного характера будут являться лишь паллиативами, не способными радикальным образом изменить сложившуюся ситуацию со смертностью и травматизмом в результате дорожно-транспортных происшествий.

Государство, наряду с законодательными мерами, продолжает развивать и коммуникационные инструменты, с помощью которых тема безопасности дорожного движения доносится до участников дорожного движения. Примером таких коммуникационных инструментов являются проводимые на постоянной основе социальные кампании, пропагандирующие тему безопасности дорожного движения. Широко используются интeрнет-технологии, создаются детские обучающе-познавательные радио и телевизионные программы, всевозможные детские игры, различные тесты, компьютерные программы. Проведение практических занятий в автогородках, на базе учебных заведений, позволяет максимально наглядным образом продемонстрировать детям все основные темы безопасности дорожного движения. Сложившаяся ситуация подтолкнула к появлению инициативы интеграции отдельных тем по безопасности дорожного движения в существующие школьные уроки по физике и биологии, что позволит единовременно давать учащимся не только научные знания по предмету, но и расширять их кругозор в области дорожной безопасности. Обсуждение данного вопроса идет в настоящее время в Министерстве образования.

Также есть необходимость подумать об организации и проведении на постоянной основе информационных семинаров с участием представителей пропаганды Госавтоинспекции МВД России, в рамках которых преподавателям будут доноситься необходимые сведения о том, какие темы безопасности дорожного движения и каким образом должны преподаваться в рамках уроков в детских садах и школах.

Всё это поможет формированию системы непрерывного образования, в которой тема безопасности дорожного движения будет на профессиональном уровне доводиться до детей с самого раннего возраста, что, в конечном счете, приведет к повышению культуры на российских дорогах и снижению детской смертности.

Таким образом, культура дорожного движения формируется годами. Воспитание законопослушного участника дорожного движения нужно начинать с рождения. Ребенок, которого перевозили в автокресле, с которым родители переходили дорогу на зеленый сигнал светофора по пешеходному переходу, вырастет человеком, который не станет понапрасну рисковать своей и чужими жизнями, нарушая Правила дорожного движения.

Для формирования подобной культуры необходимо наличие четко выстроенной системы образования, которая должна подкрепляться совокупностью инфраструктурных, законодательных, правоприменительных и других мер.

Стоит отметить, что осознание необходимости проведения комплексных изменений в области дорожной безопасности все более ярко проявляется и на федеральном, и на региональном уровнях.

Кроме того, очевидно, что работа по профилактике детского травматизма на дороге должна быть непрерывным, последовательным процессом, включающим в себя два основных направления:

· развитие и расширение уже существующих программ и мер, нацеленных на снижение детского травматизма;

· предложение, анализ и внедрение новых инициатив.

Таким образом, только комплексный подход к проблеме в совокупности с участием всех акторов (государство, бизнес, общество) позволит продолжать и развивать те успехи, которые были достигнуты с момента принятия первой Федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения. [1]


Литература:

1. Общественная палата Российской Федерации: [сайт]/ Общественный доклад «О состоянии дел в сфере организации и безопасности дорожного движения в регионах России»-URL: www.oprf.ru/.../doklad_bezopasnost_dorozhnogo_dvizheniya03122013 (дата обращения 06.03.2014)


Поделиться: