Поиск по сайту

Использование электронных словарей на уроках русского языка и литературы


Авторcтво: Синица Александра Игоревна, учитель русского языка, педагог дополнительного образования ГБОУ школы №531 Красногвардейского района Санкт-Петербурга


Необходимость обогащения словарного запаса учащихся через различные виды упражнений и диктантов ставит перед учителем и учениками важную задачу — проводить всесторонний анализ слова в орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом аспектах. Обучая, необходимо создать условия для устранения из речи как диалектно-просторечных и нелитературных слов, так и слов архаичных, вышедших из употребления. Причем одновременно с этим необходимо ориентироваться и на возрастные возможности учащихся.

Работа со словарем несет большое воспитательно-образовательное значение для формирования языковой личности учащегося, его мировоззрения, его культуры речи. Данная работа необходима для вооружения навыками, необходимыми для будущей практической деятельности учащегося.

Для более эффективного усвоения лексических особенностей русского языка самым практичным способом становится использование информационно-электронных словарей.В процессе обучения русскому языку и литературе мы традиционно обращались и к различным источникам информации: словарям, справочникам, энциклопедиям, хрестоматиям и т.п. Основным источником такой информации перестает быть традиционная библиотека, на смену ейпришли электронные словари, энциклопедии, представляемые ранее в большом объеме только на электронных носителях,а теперь и в Интернете.

Каждый учитель должен идти в ногу со временем. Временем, в котором дети живут в виртуальном мире, временем, где эпистолярный жанр не знаком современному поколению смс-вещания. Но помня утверждение В. А. Сухомлинского: «Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», — мы должны идти вперед, чтобы нашим ученикам было интересно учиться вместе со своим педагогом, а нам, учителям, интересно учить, повышаяпри этом свою информационную культуру, осваивая новые технические возможности для урока.

Электронный словарь — это не просто отсканированныйлисткакого-либо печатного издания словаря, это программа или портал (пример:Грамота.ру), снабженные удобным пользовательским интерфейсом и автоматическими быстрыми средствами поиска. И это намного ускорит работу учителя на уроке и учащегося при подготовке к домашней работе. Ведь многие бумажные словари до сих пор не всем доступны по следующим причинам. Многие популярные словари, удобные для использования по своим объемам и по своей цене, скорее всего, довольно просты и не всегда отражают важную для полной словарной статьи информацию. Как часто в карманном словарике мы не можем найти нужного слова или же его толкованиеочень скудно для понимания? Однако объемные профессиональные издания чаще всего непригодны для быстрого получения информации: потребуется не малая сила, чтобы принести в школу двухкилограммовый том, достаточное количество времени для того, чтобы начать его листать в поисках необходимого слова. А электронные словари сочетают большой объем с удобством пользования, что достигается благодаря машинному механизму поиска. Чтобы найти слово в электронном словаре, обычно достаточно просто напечатать его в командной строке словаря или найти в алфавитно-корневом рубрикаторе.

Информационно-коммуникационные технологии я применяю на всех этапах урока: при объяснении нового материала, при закреплении, а также при повторении материала.

Электронный словарь можно использовать для многих видов работ по русскому языку. При работе с разделом «Морфология» словарь нужен для поиска указаний на род и видовой признак слова, при работе с «Орфоэпией» нужна информация по произношению слова, а в разделах «Лексикология» и «Морфемика» без словаря обойтись невозможно, так как необходимообращение к лексическому значению исходного слова и значению словообразовательной морфемы.

При усвоении учащимся семантики и орфографии неизвестного слова необходима этимологическая справка, которую, как правило, давал учитель, что помогало сформировать интерес к слову, к языку, к его истории. Теперь эту этимологическую справку дети могут составлять друг для друга самостоятельно, используя электронные словари.

Я предложила в этом учебном году своим ученикам составить «Портрет слова», используя пять словарей, которые до этого мы использовали каждый отдельно для определенных видов работ. Это орфографический словарь, толковый словарь, словарь синонимов и антонимов (можно каждый отдельно), словообразовательный словарь или, при необходимости, словарь иностранных слов, этимологический словарь и фразеологический словарь. Данная работа позволила нам перейти и к прецедентным текстам, в которых встречались слова, разбираемые учениками. Если раньше при выполнении такого задания требовалось наличие в домашних условиях хотя бы одного вида требуемого словаря, или длительное посещение школьной или районной библиотеки, то теперь без каких-либо затрат все словари есть у каждого ребенка дома, стоит только включить компьютер и запустить Интернет. Выполненная работа помогла нам расширить рамки своего словарного запаса, активный словарь учащихся обогатился многими ранее неизвестными для них словами, что улучшило их речевые способности как при устных ответах, так и при выполнении каких-либо письменных работ, например, сочинений и изложений.

Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная работа со словарями помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь учащихся, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребенка внимания, уважения и любви к родному языку.

Благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы, у моих учащихся возрос интерес к словарной работе и к русскому языку в целом. Они любят и умеют работать со словарями и справочной литературой с использованием компьютерных технологий, что позволило им запомнить принцип работы и с печатными словарями, знают имена русских языковедов и лексикографов, ведь на их фамилии они должны опираться при описании какого-либо искомого слова. И если ученики быстро ориентируются в море предлагаемых им вариантов электронных словарей — это прекрасный результат. Ведь использование электронных словарей способно значительно ускорить нашу работу.


Поделиться: