Поиск по сайту

Методика проектирования индивидуальной образовательной траектории



Введение

Индивидуализация образовательной траектории обучающегося (далее по тексту - ИОТ) является одним из ключевых требований при реализации федерального государственного стандарта нового поколения. Это связано с тем, что, во-первых, образование каждого обучающегося должно строиться в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями. Во-вторых, современное общество предъявляет существенные требования к мобильности квалификации. А это в свою очередь сильно влияет на состав компетенций формируемых в ходе обучения. Обобщая, можно сказать, что задача школьного образования сегодня состоит в том, чтобы развивать все способности каждого. Сделать это можно только создав соответствующий инструментарий. Одним из таких инструментов является индивидуальная образовательная траектория. Для практической реализации ИОТ необходимо:

●       выявить образовательные возможности обучающихся,

●       выявить совокупность образовательных потребностей обучающихся и ранжировать их в соответствии возможностями образовательной среды,

●       модернизировать ИОС школы в соответствии с принципами построения электронного образовательного пространства,

●       сформировать механизмы и процедуры, обеспечивающие реализацию ИОТ на практике.

Вопросы модернизации ИОС школы в соответствии с принципами построения электронного образовательного пространства и создания соответствующих инструментов, а также алгоритм внедрения подробно изложены в пособиях “Модель системы дистанционного обучения” и “Алгоритм разворачивания дистанционного обучения в каждой школе”. Механизмы и процедуры, обеспечивающие реализацию ИОТ на практике, будут рассмотрены ниже.

Предлагаемая методика является универсальной и может быть применена в любой общеобразовательной школе для различных категорий обучающихся.

Отдельное внимание уделено проектированию индивидуальных образовательных траекторий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудности при работе с обучающимися с ОВЗ связаны не только с серьезными заболеваниями и частыми пропусками уроков из-за болезни, влияющими на процесс обучения и усвоения ими материала, но и с противоречиями между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки для таких учащихся. В этих сложных условиях основной задачей является выработка оптимального учебного плана, методического и дидактического сопровождения процесса обучения, а именно, формирование ИОТ.

Поэтому задача проектирования ИОТ для детей с ОВЗ, с одной стороны, требует учитывать больший комплекс условий, а с другой, рассматривается нами как более общий случай проектирования ИОТ для различных целевых групп.

Компоненты  ИОТ

Представляемая методика проектирования ИОТ предусматривает наличие в её составе следующих компонент:

1.      Карта образовательных возможностей;

2.      План индивидуального сопровождения;

3.      Индивидуальный учебный план;

4.      Учебный график

5.      Рефлексия

Рассмотрим каждый пункт более подробно.

1. Карта образовательных возможностей

Назначение данного компонента ИОТ состоит в практической реализации механизма сегрегации контингента общеобразовательной организации в соответствии с образовательными возможностями каждого. Это не означает, для каждого обучающегося будет сформирована сугубо индивидуальная детализированная матрица образовательных возможностей. Предлагаемый механизм предполагает сегрегацию контингента школы на целевые группы на основе кластеризации в соответствии с ключевыми показателями. Формирование карты подробно изложено в пособии “Методика определения образовательных возможностей и потребностей”. Данный компонент определяет в дальнейшем не только содержание образовательной траектории, но и выбор инструментария её реализации.

2. План индивидуального сопровождения.

Обеспечивает совместную деятельность педагогов, психологов и логопедов, которая может осуществляться непосредственно, в процессе консилиумов, извне и дистанционно. Последовательные, согласованные действия всех участников образовательного процесса направлены на сопровождение учащегося, его социализацию в соответствии с оценкой специалистов уровня индивидуальных образовательных возможностей учащегося и его образовательными потребностями.  Позволяют максимально эффективно реализовать процесс обучения и воспитания учащихся и формировать участникам образовательного пространства комплекс оптимальных решений, в соответствии с возникающими ситуациями.

Рис. 1. Шаблон плана индивидуального сопровождения

План состоит из четырёх направлений:

1)      Медицинское. Учитывает рекомендации из ИПР (индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида)

2)      Психологическое. Заполняется психологом. Задает вектор психолого- педагогической работы учащегося. Регулирует особенности организации деятельности на уроке и во внеурочной деятельности, при индивидуальном дифференцированном подходе 

3)      Логопедическое: Заполняется логопедом. Задаёт коррекционно-развивающее направление работы с учащимися. Определяет взаимоотношения участников образовательного процесса по профилактике и коррекции нарушений устной и письменной речи. 

4)      Педагогическое: заполняется куратором и/или классным руководителем, определяет социальную адаптацию учащегося.

            План индивидуального сопровождения объединяет усилия всех специалистов по созданию комплекса рекомендаций направленных на решение задач по обучению, воспитанию и проведению коррекционных мероприятий у учащихся с ОВЗ.

            С учетом рекомендаций плана индивидуального сопровождения проводится коррекция карты образовательных возможностей и состав назначаемых, в соответствии с кодификатором, образовательных ресурсов.

3. Формирование индивидуального учебного плана

Целью индивидуального учебного плана (по тексту ИУП), как компонента ИОТ является: создание условий для достижения учащимися задаваемых уровней образованности, соответствующих ФГОС.  ИУП направлен на реализацию основных образовательных программ; достижение учащимися планируемых результатов, определяемых возможностями обучающегося с ОВЗ. ИУП соответствует особенностям развития и состоянию здоровья учащегося. ИУП формируется на основе карты образовательных возможностей и предполагает получение качественного образования через индивидуализацию учебного процесса в соответствии с Планом индивидуального сопровождения.

Рис.2. Индивидуальный учебный план. Пример.

Индивидуальный учебный план определяет:

●       состав педагогов, в соответствии с уровнем их профессиональной компетентности,

●       количество часов учебной нагрузки, в том числе дистанционно,

●       назначение электронных образовательных ресурсов в соответствии с кодификатором.

Методика определения уровня профессиональной компетентности педагогов рассматривается в отдельном пособии “Система повышения квалификации”; число часов определяется нормативным документом «Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию СПб «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов» №03-20-2881/15-0-0 от 13.07.2015». Назначение электронных образовательных ресурсов происходит согласно составленной карты образовательных возможностей. Учащемуся рекомендуются категории ЭОР по каждому предмету в соответствии с идентификатором образовательных ресурсов. Сегрегация образовательных ресурсов и кодификатор образовательных ресурсов подробно рассмотрены в пособии “Технология построения ресурсной базы”.

4. Учебный график.

Учебный график является регламентирующей стадией формирования индивидуальной образовательной траектории с учетом организации совместной деятельности участников образовательного процесса.

В соответствии с графиком назначается:

●       время учебных занятий,

●       объем самостоятельной работы (в учебных часах по предметам),

●       формы и состав внеурочной деятельности,

●       объем дистанционных занятий,

●       время проведения лечебных и коррекционных мероприятий.

График позволяет своевременно вносить изменения в образовательную траекторию учащегося, управлять деятельностью учащегося, добиваться повышения эффективности образовательного процесса.

Рис.3 Учебный график

Учебный график формируется с учётом плана индивидуального сопровождения на основании карты образовательных возможностей. В соответствии с учебным графиком возможна корректировка ресурсной базы учащегося.

5. Рефлексия

Данный компонент ИОТ, пожалуй, является самым важным. Он обеспечивает обратную связь в реализуемой системе, позволяет оценить эффективность сформированной индивидуальной образовательной траектории учащегося.

На рефлексивном этапе осуществляется:

●       оценка достижений учащихся,

●       проводится итоговый мониторинг УУД,

●       итоговые диагностические контрольные работы.

Мониторинг УУД анализируется педагогом-куратором, предметные ДКР - учителями-предметниками.

Время и место рефлексивного этапа указаны на диаграмме Ганта в пособии “Модель системы дистанционного обучения”.

Порядок формирования ИОТ

Индивидуальная образовательная траектория является системой конкретных совместных действий администрации, педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.

Рис.4 Порядок формирования ИОТ

Индивидуальная образовательная траектория формируется поэтапно:

Этапы

Задачи

Формы деятельности

Результат

1.Предварительный

Знакомство с учащимся с ОВЗ,

с семьёй,

с системой сопровождения

до школы.

Предварительная встреча с родителями.

 Анкета для родителей. I этап. (форма Google)

 

Первоначальное представление об особенностях ребенка.

Понимание специфики семьи.

(заполнение ИОТ

1.1 Общие сведения;

1.2 Медицинские сведения)

2.Диагностический

Оценка сформированности УУД, уровня обученности и образовательных возможностей учащегося.

Выявление проблемных зон развития.

1.

Мониторинг родителей

Анкета для родителей. II этап (форма Google).

2

Педагогическая диагностика учащихся (мониторинг УУД и проведение предметных ДКР)

3

Диагностика специалистов: психолог и логопед заполняют карту образовательных возможностей и план индивидуального сопровождения

4

Формирование индивидуального учебного плана

1

Понимание возможностей ребенка и его основных проблем (результаты используются педагогами для заполнения раздела 1 ИОТ)

2

Определение уровня обученности учащихся (заполнение ИОТ

1.4 блок педагога)

3

Определение стратегии сотрудничества, ранжирование ЭОР в соответствии с уровнем обученности и особенностями восприятия учащихся

(заполнение ИОТ

1.4

блок психолога;

раздел 2 План индивидуального сопровождения)

4

Индивидуализация учебного процесса (заполнение ИОТ раздел 3)

3.Аналитический

Обобщение результатов

диагностики

Определение основных направлений работы с ребенком и его семьей; определение формы обучения и доли дистанционных уроков

Педагогический консилиум.

Знакомство с заключениями специалистов.

Анализ содержания основной образовательной программы с точки зрения возможностей и уровня обученности ребенка выбор образовательных ресурсов

Определение цели, задач, режима работы и регламент взаимодействия в команде с родителями

Формирование индивидуального учебного плана (заполнение ИОТ раздел 3) и индивидуального учебного графика (заполнение ИОТ раздел 4)

4.Рефлексивный

Оценка динамики освоения ребенком образовательной программы, выявление результативности проведённой коррекционной работы; оценка динамики развития учащихся.

Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление образовательных дефицитов.

Итоговые контрольные работы и мониторинг УУД

Определение ведущих направлений дальнейшей работы с ребенком; коррекция ИОТ (заполнение ИОТ раздел 5)

Сопровождение ИОТ

Документы

Дистанционное обучение регламентировано нормативной базой федерального и регионального уровня и применительно к конкретным условиям школы должно обеспечиваться положениями и приказами по школе.

1.      Положение о порядке использования технологии дистанционного обучения. Документ регулирует применение технологий дистанционного обучения.

2.      Положение о формировании ИОТ. Документ регламентирует процесс обучения учащихся по индивидуальным образовательным траекториям.

3.      Порядок приёма на дистанционное обучение. Данный документ регламентирует действия участников образовательного процесса по определению круга лиц, претендующих на обучение по индивидуальной образовательной траектории и порядок формирования контингента обучающихся с использованием ИОТ.

4.      Договор на организацию обучения посредством дистанционных технологий с применением средств компьютерной техники и связи. Данный документ определяет порядок и условия предоставления образовательных услуг с применением дистанционных технологий.

5.      Договор безвозмездного временного пользования оборудованием для ДО (родители педагоги). Регламентирует порядок передачи дистанционного оборудования, права и обязанности сторон при использовании оборудования.

6.      Должностные инструкции специалистов дистанционного обучения. Регламентируют должностные обязанности специалистов и их права и ответственность.

7.      Приказ о мониторинге. На основании приказа осуществляется диагностика уровня обученности и образовательных возможностей учащихся.

8.      Приказ о зачисление учащихся на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Формирует список учащихся, зачисленных на дистанционное обучение.

Кадры

В основе формирования ИОТ лежит стратегия сотрудничества всех участников образовательного процесса. При построении ИОТ рекомендуется назначить учащемуся педагога-куратора, обеспечивающего связь между всеми участниками.

Перечислим участников образовательного процесса и опишем их действия в процессе формирования ИОТ в соответствии с этапами.

Предварительный этап

родители участвуют в анкетировании

учащемуся назначается куратор; куратор анализирует анкеты и ИПР

Диагностический этап

педагоги проводят мониторинг УУД и ДКР

психолог заполняет карту образовательных возможностей (блок психолога), психолог и логопед заполняют  план индивидуального сопровождения

Аналитический этап

куратор заполняет учебный план и учебный график, используя данные карты образовательных возможностей и плана индивидуального сопровождения.

Рефлексивный

педагоги всех учебных предметов проводят итоговые мониторинги (ДКР, УУД) и определяют уровень обученности, анализируют динамику развития ребёнка, возможность перехода учащегося из одной целевой группы в другую. Аттестация учащихся осуществляется по результатам четверти на основе промежуточных контрольных работ.

Средства информатизации

Для реализации ИОТ необходимо, чтобы и школьная ИОС, и оснащение рабочего места ученика соответствовали потребностям целевых групп. Целесообразно для каждой из групп установить свой стандарт оснащения. В отношении обучающихся с ОВЗ такие стандарты определены следующими документами:

●       “ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ”, утв. приказом Минобрнауки РФ от 19.12.14 №1598

●       ГОСТ Р 51645-2000. “Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное. Технические требования к оборудованию и к производственной среде”

●       Государственная программа “Доступная среда”

●       Государственная программа “Развитие образования на 2013-2020гг”

●       СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

Конфигурация рабочих мест для остальных групп может быть определена образовательной организацией самостоятельно. Мы рекомендуем в качестве базовой комплектации, соответствующей коду восприятия ОБЩ следующую конфигурацию устройств:

●       компьютер или ноутбук с возможностью подключения к сети;

●       сканер, документ-камера или просто веб-камера

●       принтер,

●       графический планшет,

●       наушники или акустические колонки

●       программа невизуального доступа (JAWS for Windows)(для слепых и слабовидящих)

●       программа-синтезатор речи (для слепых и слабовидящих)

●       индукционная система малого радиуса действия (для слабослышащих)

Мы сознательно не приводим в тексте технических характеристик устройств, так как эти характеристики будут зависеть от особенностей ООП школы и созданной ресурсной базы. Так, например, если при реализации ООП предполагается активное использование социокультурной среды города, то разумно в качестве стандарта задать не стационарный компьютер, а ноутбук.

Предлагаемая инновационная технология позволяет осуществлять взаимодействие по сопровождению учащегося как очно, так и дистанционно, используя как инструменты облачных технологий: Google - документы, таблицы и формы, так и средства телекоммуникации: электронная почта, Skype, социальные сети. Поэтому важным видится наличие в школе и у всех участников учебного процесса интернет-канала с высокой пропускной способностью и возможностью подключения устройств обучающихся и педагогов к различным типам сетей. При работе с детьми, имеющими нарушения зрения, слуха ОО должно иметь в своем распоряжении специализированное программное обеспечение и, как уже было сказано выше, технические средства.

Заключение

ИОТ адекватна личностно-ориентированному образовательному процессу, специально разрабатывается для конкретного учащегося.

Предлагаемый инструмент формирования индивидуальных образовательных траекторий позволяет:

- индивидуализировать обучение ребёнка в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями, используя технологии дистанционного обучения.

- автоматизировать работу по управлению контингентом и организовать сотрудничество всех участников образовательного процесса.

- проводить учет видов образовательной деятельности, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания, организационно-педагогических условий.

- отразить процесс динамики в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

            Нашему коллективу представляется, что индивидуальная образовательная траектория является инструментом, позволяющим агрегировать всю совокупность требований к организации учебного процесса в единый механизм регламентации и максимально эффективно сопоставить возможности образовательной среды образовательным возможностям и потребностям обучающихся. Тем самым создав условия для наиболее полноценного раскрытия всех способностей каждого.

Использованные источники

1.      Плетнева С.И. Капитонова Е. Б Ярмолинская  М.В. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся технической направленности в ОДОД Информационные технологии  для новой школы Материалы  VII Всероссийской конференции  Том I стр. 69 том 1 Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий. 2016

 Баринова Т.П. Казакова В.Н. Карюкина С.В. Модель организации дистанционного обучения, как основа для создания индивидуальной образовательной траектории. Дистанционное обучение реалии и перспективы. Материалы I региональной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий. 2016

Поделиться:


Назад в раздел